НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.П. ДРАГОМАНОВА Институт философского образования и науки Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова Научное общество студентов и аспирантов Института философского образования и науки ИНСТИТУТ РЕЛИГИОЗНЫХ НАУК СВ. ФОМЫ АКВИНСКОГО МОО «МОЛОДЁЖНАЯ АССОЦИАЦИЯ РЕЛИГИОВЕДОВ» ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВ УКРАИНЫ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВ УКРАИНЫ
К 5-летию Института философского образования и науки НПУ им. М.П. Драгоманова
24-26 сентября 2010
Целью данного форума является обсуждение вопросов, проблем и перспектив формирования и развития академического сообщества. В основу форума положены следующие проблемы: поиск форм взаимодействия между учёными различных областей социо-гуманитарного знания; выработка практических рекомендаций по оптимизации общения и обмена научными достижениями между учёными, группами, школами, научными и научно-образовательными институциями; осмысление вопроса научной этики в контексте социо-гуманитарного знания; обсуждение изменения функции науки и учёного-гуманитария в современном мире.
В рамках форума планируются следующие мероприятия:
• Международная научная конференция «Институализация академического сообщества: форма и содержание современной научно-образовательной среды»;
• I Международная научно-практическая конференция «Культурология в просторе гуманитарной коммуникации»;
• Установочные сборы Украинской ассоциации культурологов (УАК);
• Выставка научных изданий и презентации научных проектов;
• Презентация доноров научных и образовательных проектов.
Международная научная практическая конференция «Институализация академического сообщества: форма и содержание современной научной среды»
Направление I. "Формы и содержание академической институализации". Планируется обсудить такой круг вопросов:
• Формы и виды интеллектуальной традиции;
• Роль и значение научных школ в институализации академического сообщества;
• Формирование научной преемственности;
• Этические проблемы интеллектуальной собственности;
• Роль и значимость студенческой науки в академической среде;
• Изменение функции науки и учёного-гуманитария в современном мире;
• Роль и значение личности в науке;
• Потенциал дисциплинарных концептов в эпоху междисциплинарности и трансдисциплинарности.
Направление II. "Способы академической институализации". Планируется обсудить следующий круг вопросов:
• Роль и значение научных изданий в формировании академического сообщества;
• Место и значение интернет-ресурсов в институализации академического сообщества; электронные библиотеки; анонимное и публичное рецензирование; научные сайты; использование социальных сетей для научной деятельности, и т.д.
• Цель и задачи учебно-методической литературы в науке и образовании;
• Формирование мотивации к научной деятельности;
• Обеспечение мобильности студентов и преподавателей: обучение и повышение квалификации;
• Академический файнрайзинг;
• Популяризация науки: формы и виды.
Мероприятия конференции будут проходить в формате секционных заседаний, семинаров, открытых лекций, совещаний, мастер-классов.
І Международная научно-практическая конференция «Культурология в просторе гуманитарной коммуникации»
Направление I. «ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Секция 1. Культурология как парадигма гуманитарного мышления • Культурология как специфически постсоветская сфера гуманитарного знания. Ее соотношение с гуманитарными исследованиями на Западе.
• Докультурологические рефлексии о культуре: философия культуры, социальная и культурная антропология, история ментальностей, философия языка и философия искусства и т.д. Адекватность применения термина «культурология» к имплицитным культурологическим феноменам.
• Версии происхождения и процесс институционализации культурологии в постсоветском пространстве.
• Проблема культурологических научных школ в Украине и за ее пределами.
• Критический анализ стереотипов о культурологии.
• Судьба культурологии как culturology на Западе после Лесли Уайта.
• Британская традиция Cultural Studies и ее влияние на формирование культурантропологической традиции в англоязычном научном мире.
• «kulturoznawstwo» в странах Центральной Европы: общее и различное с постсоветской культурологией.
• Приоритетные аспекты изучения культуры в классических и неклассических парадигмах культурологии.
Секция 2. Культурология в системе гуманитарных дисциплин • Пространство междисциплинарной коммуникации как основа функционирования культурологии.
• Соотношение философии культуры и культурологии: мировоззренческая база культурологии.
• Этическая проблематика в культурологии. Биоэтика и ее роль в развитии неклассических подходов в культурологии.
• Классическая и неклассическая эстетика: взаимодействие с культурологией.
• Сектор пересечения искусствоведения и культурологии.
• Сектор пересечения религиоведения и культурологии.
• Диалог культурологии с богословской традицией.
• Культурология, этнология, этнография, народоведение. Оформление этнокультурологии как отдельной дисциплины.
• Пути взаимодействия культурологии и литературоведения.
• Соотношение психологии культуры и культурологического психоанализа.
• Культурология и социология культуры. Связь культурологии с системой социальных дисциплин.
Секция 3. Теоретическая культурология • Теория культуры: теория коллективного или индивидуального субъекта?
• Формирование теории культуры и «философские повороты» ХХ века: филологический, лингвистический, антропологический, нарративный, визуальный.
• Приоритетные модели современной теории культуры: западный и постсоветский вектор.
• Проблема адекватности «научных теорий культуры»: от первой антропологической «научной теории культуры» Б. Малиновски к синергетическому проекту «научной теории культуры».
• Теория моделей культуры, культурная динамика и культурогенетика.
• Философия культуры и теория культуры – проблема соотношения теоретико-методологической базы.
• Феноменология и герменевтика как методы теоретической культурологии.
• Текст, текстология и интертекстуальность в теории культуры.
• Интерпретация и деконструкция как стратегии общения с текстом культуры
• Диалогистика как философско-культурологическая модель. Концепты Чужого, Другого, Третьего в контексте теории культуры.
• Теория «транскультуры» как гуманитарный метапроект XXI века: pro et contra.
• Мультикультурализм и его значение для теории культуры.
• «История идей», «история понятий» и «концептотворчество», «терминотворчисть» в теории культуры.
• «Микроистория» и «макроистория» в культурологическом контексте.
• Семиотика культуры: семантика искусства и явлений повседневности.
• Психоанализ от Фрейда до Миллера как способ культурологической интерпретации и создания культурологических теорий.
• Концептуализация визуальности: школы и направления.
• Медиафилософия и медиакультура: концепции, теории, понятийный аппарат.
• Теория киберкультуры, дигитальной культуры и виртуальной реальности.
Секция 4. Актуальные подходы исторической культурологии. • Основные методологические направления исследований исторической культурологии: классические и неклассические подходы.
• Роль историософии в развитии культурологического знания.
• Модели динамики культуры.
• Линейность и циклизм в истории культурологической мысли: от классической версии к неклассической.
• Периодизация всемирного культурно-цивилизационного процесса как проблема исторической культурологии: методологические подходы.
• Архетипы и культурные универсалии. Культурная конфигурация. Картина мира как основа культурной конфигурации: космологическая, антропологическая, гносеологическая модели.
• Культурология Востока и Запада и методологические основы культурной компаративистики.
• Проблема пограничных культур. «Бытие в промежутке» как признак культурной идентификации маргинального субъекта.
• Антропологические перспективы техногенной цивилизации.
• Славянские культуры: культурологический анализ картины мира.
• Этноцентризм и космополитизм как тенденции развития славянского культурного самосознания
• Украинская культура на стыке культур: проблемы идентичности и толерантности.
• Концепт национальной идеи и полифония путей его интерпретации.
Направление II. «ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Секция 1. Культурологическое образование. • Культуролог как носитель нового типа ментальности: новая формация гуманитариев или «формирование креативной личности»?
• Культурология как гуманитаристика (humanities) и проекты «культурологизации образования»: расформирование классической дисциплинарной системы, внедрение проблемно-ориентированного подхода, культурологизация средней и высшей непрофильной школы.
• Современные педагогические парадигмы: синергетическая, постмодернистская, психологическая (и др.) в культурологическом образовании.
• Педагогическая культурология как научно-образовательная концепция.
• Феноменолого-герменевтический подход в культурологическом образовании.
• «Методика преподавания культурологических дисциплин»: принципы, развитие, соотношение с научной методологией культурологии.
• Болонский процесс: социокультурные и мировоззренческие измерения. Адекватность внедрение норм Болонского процесса в гуманитарном (культурологическом) образовании.
• Применение культурологических методов в преподавании других гуманитарных дисциплин.
• Учебные стратегии школы диалога культур и диалого-культурологического подхода в образовании.
• Инновационный опыт преподавания культурологии в университете (базовый и общеобразовательный уровни).
• Преподавание культурологии и художественной культуры в средней школе: украинские инновации, российский опыт.
• Практика международных и межрегиональных культурологических стажировок и обмена специалистами (научными сотрудниками и преподавательскими кадрами).
Секция 2. Культурологические проблемы искусства. • Проблема определения понятия «художественная культура».
• Методологическая специфика культурологического анализа искусства.
• Классический дискурс эстетики и его трансформации в культурологии. «Искусство Истины» и эстетика очарования.
• Неклассическая эстетика авангарда и постмодернизма.
• Эстетические проблемы актуальной художественной практики.
• Айстезис и семиозис.
• Литературный текст как образец мировоззренческой рефлексии: философско-культурологический и семиотический анализ произведений художественной литературы.
• Доминанта визуального искусства в современном художественном пространстве.
• Формальный анализ художественного языка медиаискусства и проблема его жанровой специфики (видео-арт, видеоинсталляция, net.art, sms-art, интерактивное искусство, science-art, mobilephone-art, mail-art.
• Теория моды: эстетико-культурологический ракурс.
• Кинематограф: культурологическая интерпретация, киноведение, кинокритика.
• Практика культурологических кинолекториев и киносеминаров.
Секция 3. Прикладные аспекты деятельности культурных институций • Актуальные проблемы менеджмента культуры.
• Культурные институции и культурные проекты и их роль в развитии культурной среды.
• Культурная политика зарубежных культурных центров (дипломатических представительств и общественных организаций) в Украине.
• Общественно-политические аспекты прикладной культурологии. Культуролог как эксперт в структурах власти.
• Музей как образовательная модель конструирования картины мира: прагматичный, эстетический и искусствоведческий направления образовательной деятельности музеев.
• Современное искусство в классическом музее.
• Актуальные проблемы и инновационный опыт музейной педагогики. «Визуальное мышление» и «визуальная грамотность» в методологии музейной педагогики.
• Модели коммуникации и механизмы арт-терапии в образовательной практике художественного музея.
• Классические и электронные библиотеки.
• Теоретические и методологические основы феномена кураторства
• Менеджмент галерейного дела: создание каналов коммуникации между художником и зрителем.
Предварительная программа конференции: 24.09.2010 г. - приезд и поселение участников. Открытие форума. Круглые столы, мастер-классы, презентации, лекции.
25.09.2010 г. - работа секций и секционных мероприятий.
26.09.2010 г. - свободный день. Отъезд участников.
ЕСЛИ ВЫ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СВОЕЙ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, УЧРЕЖДЕНИЯ ИЛИ СВОЕГО ПРОЕКТА В РАМКАХ ФОРУМА, ТО ВЫ ИМЕЕТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ ДО 20 СЕНТЯБРЯ 2010 ГОДА.
Организационные вопросы: Рабочие языки конференции: украинский, русский, английский
Требования к тезисам:
Для участия в конференции необходимо отправить по электронной почте на адрес оргкомитета (обязательная тема письма - «ПГК-3») тезисы доклада, а также заполненную анкету участника.
Следует отправлять материалы и анкету вложенными файлами, названными таким образом: фамилия и инициалы автора с указанным типом файла (тезисы, анкета), например: Иванов К.К. Тезисы доклада.doc, Иванов К.К. Анкета.doc
Текст тезисов должен быть набран в редакторе WinWord-97 (и следующие версии); шрифт Times New Roman; размер шрифта 12; интервал единичный; поля: верхнее 2 см, нижнее 2 см, левое 2 см, правое 1,5 см. Абзац – 0,5 см. Объем тезисов - до двух страниц.
На первом листе тезисов должно быть указано (титул материала):
Фамилия, имя, отчество автора, его должность и название учебного или научного заведения, которое он представляет, город, название секции, на которой он планирует выступить (шрифт титульной надписи Times New Roman, размер шрифта – 14, с использованием полужирного и курсивного подчеркивания), название работы (шрифт Times New Roman, размер шрифта – 16, с использованием полужирного подчеркивания).
Иванов Константин Константинович, студент философского факультета Московского государственного университета, Москва (Россия)
Направление ІІ: Прикладная культурология
Секция 1: Культурологическое образование
«Сравнительная характеристика гуманитарного образования в России и европейских университетах»
Если автор(-а) желает(-ют) включить в состав тезисов список литературы, то он подается в конце тезисов (не больше пяти названий) в алфавитном порядке. В список литературы включается только та литература, на которую имеются ссылки в тексте. Ссылки в тексте указываются в квадратных скобках: порядковый номер источника и страницы (например, [1, с 134-135]) или ссылки на действующий Интернет-ресурс.
Материалы следует присылать до 1 сентября 2010 года по адресу: pgk@npu.edu.ua
ВНИМАНИЕ! Обязательная тема письма – «ПГК-3»
Организационный комитет оставляет за собой право отбора, а также внесение правок в присланные материалы.
Отобранные тезисы выступлений будут опубликованы на сайте Научного общества студентов и аспирантов Института философского образования и науки (http://ntsa-ifon-npu.at.ua/) до начала работы конференции.
Выступление на конференции одного докладчика должно длиться не более 3-5 минут (тезисное изложение основных идей), поэтому перед началом работы секций рекомендуется ознакомиться с содержанием докладов на сайте http://ntsa-ifon-npu.at.ua/ в разделе «Пространство гуманитарной коммуникации - 2010».
Участники, которые взяли участие в конференции, на протяжении месяца могут подать статью в специальное издание журнала Института религиозных наук св. Фомы Аквинского «Колегія». Автор, приславший текст в Оргкомитет, но не выступивший с ним на конференции, не может претендовать на публикацию.
Материалы, несоответствующие требованиям или присланные позже указанного срока, к рассмотрению не принимаются.
По необходимости (нужно указать в анкете) Оргкомитет может выслать официальное приглашение для участников.
Поселение в гостинице будет происходить 23 сентября и 24 сентября с 9.00 до 12.00.
К сожалению, комитет не имеет возможности покрыть затраты на проживание и питание.
СТОИМОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ: от 80 до 200 гривен за сутки (11-26 долларов США).
РЕГИСТРАЦИЯ участников 24 сентября в 11.00
г. Киев, Центральный корпус Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова, зал заседаний Ученого совета (231 аудитория), ул. Пирогова, 9
УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ БЕСПЛАТНО
По всем вопросам, касающимся конференции, Вы можете обращаться по электронному адресу оргкомитета:
pgk@npu.edu.ua
http://ntsa-ifon-npu.at.ua/ и по телефону +380936026086