Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Дети и общество: социальная реальность и новации"
Российское общество социологов Институт социологии РАН ИНИОН при поддержке Российской государственной детской библиотеки
23-24 октября 2014 года
В Институте научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН) 23-24 октября 2014 года состоится Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Дети и общество: социальная реальность и новации».
Формы участия: • очная;
• заочная.
Актуальность предлагаемой темы конференции обусловлена рядом важных факторов. Совокупность объектов, событий возрастного периода детства, социальных институтов и социальных практик в отношении детей формируется и поддерживается обществом. Но дети не являются только объектом воздействия, они как важный структурный элемент общества взаимодействуют с другими его группами, активно осваивают реальность и интегрируются в социум. Реализация «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» представляет для социологов широкое актуальное поле современной оценки и экспертизы государственной политики и усилий гражданского общества по улучшению положения детей в Российской Федерации, анализа возможностей детей как самостоятельных субъектов социальной жизни, способов обеспечения участия детей в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
В современном российском обществе расширяется круг потребителей научных знаний о детях. В этих условиях актуальной становится кооперация социологов со специалистами в рамках социо-психологических, социо-педагогических, социокультурных, социоправовых исследований. В связи с новыми реалиями такие новые знания будут значимы и для «традиционных» специалистов по детству (педагогов, детских психологов и др.), и для других важных профессиональных групп: руководителей детских объединений, работников социальных учреждений, юристов, уполномоченных по правам ребенка, работников госструктур, комитетов по молодежной политике, создателей детских средств массовой коммуникации. Они также должны влиться в диалог публичной социологии и общественности.
Цели конференции: • провести социологический аудит эффективности и возможностей поддержки детей в современном обществе;
• распространить современное научное знание о состоянии отечественных и зарубежных социологических исследований детства в сообществе ученых и практических работников с детьми;
• сформулировать перечень тем и новых исследовательских методик по междисциплинарному изучению детства и детских сообществ.
Секции и научные вопросы, планируемые для обсуждения: 1. Модернизация общества и детство: столкновение традиций и новаций (отношение к детству в обществе и отношение детей к социуму; детские общественные организации как выразители голоса детей в обществе и элемент гражданского общества; безопасная инфраструктура детства и т.д.);
2. Дети и образование (проблемы дошкольного, школьного, дополнительного образования детей; подготовка профессиональных кадров для поддержки детства: механизм формирования профессионального сообщества);
3. Социализация детей (распространённость девиаций в детском и подростковом возрасте, основные тенденции; риски и ресурсы среды в формировании личности ребенка; роль социальных институтов (семья, религия, информационное пространство – СМИ, Интернет и др.);
4. Нетипичное детство: мир детей в сложных жизненных ситуациях социально-демографические особенности детских групп риска; дети-инвалиды, сироты, беспризорники и др.);
5. Права детей и государственная политика в интересах детей (благополучие детей в модернизирующемся обществе: индикаторы и социологический мониторинг здоровья, развития и успешной социализации; компаративный анализ зарубежного и международного опыта реализации политики в интересах детей);
6. Культура и дети (детская субкультура и культура для детей; роль СМИ, книги, Интернета, игры в формировании образа жизни современных детей);
7. Дети и здоровье (пути формирования здорового образа жизни детей, самосохранительное поведение, перспективы и возможности развития антиалкогольной, антинаркотической, антитабачной и др. стратегий профилактики);
8. Семья и дети (репродуктивные установки, социальные практики ухода, заботы, развития воспитания детей);
9. Дети и экономика (социальная специфика экономики детства и маркетинговые исследования рынка детских товаров и услуг);
10. Этнонациональные и региональные особенности социализации и воспитания детей;
11. Социальное сиротство в России;
12. Общественный и личностный идеал учащихся школ и студентов и профессиональное родительство в современной России;
13. Дети и потребление;
14. Социологическое обеспечение системы детского отдыха и оздоровления;
15. Региональные проблемы изучения детства.
Круглые столы: 1. Социология детства в России и в мире (историография, взаимодействие с иными науками, проблемы преподавания в вузах);
2. Представления детей о современном российском обществе: общественное мнение будущих модернизаторов;
3. Патриотизм и гражданственность детей в современном российском обществе: воспитывать или социализировать?
4. Особенности методологии и методики исследования сознания и поведения детей;
5. Из детей в молодежь: границы, инициации, общие и специфические проблемы;
6. Экология предметного мира как основа социального благополучия детства;
7. Гламуризация детства: социальный тренд или вызов обществу;
8. Социализация детей и подростков;
9. Симпозиум (или специальный научно-практический семинар) «Дошкольные образовательные организации и трансформация общества». При поддержке Академии ПК и ППРО, Союза развития наукоградов России, журнала «Вестник образования России», Межотраслевого центра интеграции дошкольных организаций и РГНФ (грант № 12-03-00490).
Сессии: 1. Социокультурная среда современного дошкольника: время развивать.
Мастер-классы: 1. Развитие навыков понимания.
Мероприятие осуществляется в контуре реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (указ Президента РФ №655 от 01.06.12г.) с целью содействия «Модернизации региональных систем дошкольного образования» и направлено на выявление социального и профессионального статуса педагогических работников дошкольного образования в контексте их взаимоотношений с ребенком, семьей, обществом, государством, СМИ. Актуальность мероприятия обусловлена сложным положением в профессиональной группе педагогов дошкольного образования, которое характеризуется нехваткой педагогов и ростом спроса на услуги этой профессиональной группы, с одной стороны, введением ФГОС и недофинансированием данного сектора услуг, с другой стороны. Важными аспектами в работе симпозиума предполагается рассмотрение вопросов социализации детей, изучение потребностей родителей в негосударственных ДОО и особенности соблюдения прав детей в наукограде. На данной площадке появляется возможность выявить, насколько наукограды создают условия для преемственности поколений, организуют оздоровительно-воспитательную и предпринимательскую среду реализации социальных технологий, социально-сетевого взаимодействия исследователей, профессионализации педагогов и благотворительности.
Сопровождается модулем выставки «Созвездие наукоградов», стендовыми докладами и мастер-классами.
Сопредседатели Оргкомитета конференции: 1. Мансуров Валерий Андреевич – д.фил.н., профессор, президент Российского общества социологов;
2. Горшков Михаил Константинович – академик РАН, директор ФГБУН Институт социологии РАН.
3. Пивоваров Юрий Сергеевич – академик РАН, директор ИНИОН РАН
Планируется издание сборника научных трудов к началу конференции.
Для участия в работе конференции необходимо до 15 июля 2014 года заполнить регистрационную форму здесь и оплатить регистрационный взнос.
Требования к оформлению статей: Объем статьи – до 12 стр. (до 0,5 п.л.)
1. Формат Microsoft Word.
2. Шрифт Times New Roman, 14 кегль.
3. Абзацный отступ – 1,25 см, выравнивание по ширине.
4. Междустрочный интервал - полуторный;
5. Поля:
• Верхнее – 2 см;
• Нижнее – 2 см;
• Левое – 3 см;
• Правое – 1,5 см.
6. Инициалы и фамилия автора (полужирно) пишутся справа. Между инициалами пробел не ставится.
7. Место работы (учебы) и город пишутся справа на следующей строке.
8. Название статьи (заглавными буквами, полужирно) пишется по центру.
9. Заголовки и подзаголовки (полужирно) пишутся слева с абзацного отступа.
10. Сноски постраничные, нумерация на каждой странице, шрифт Times New Roman, 10 кегль.
11. Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТом.
12. Ссылки на источники из библиографического списка даются в квадратных скобках, при необходимости указывается номер страницы.
Просьба к авторам по возможности избегать использования графиков и таблиц в своих статьях.