Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена Институт философии человека Кафедра ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» Институт философии РАН Сектор методологии междисциплинарных исследований человека Всероссийский музей А.С. Пушкина Мемориальный Музей-Лицей Санкт-Петербургский центр истории идей
30 - 31 января 2021 года г. Санкт-Петербург
Учебно-дидактическая
литература достаточно редко становится объектом специального интереса историков
философии и культуры. Обычно исследуются лишь общие просветительско-образовательные
установки эпохи, специальные документы, посвященные принятию решений в этой
области. Вместе с тем воспроизводство культуры тесно связано с процессом образования,
не только с его структурно-организационной, но и с содержательной стороной.
Учебник
не является сочинением новаторским в полном смысле этого слова. В него практически
никогда не входит проблемная, неустоявшаяся, недоказанная информация. Положение
учебника выражают мнения подавляющего «большинства» и не подлежат сомнению или
обсуждению. В этом смысле специфична роль автора учебника, главная задача
которого заключается не в открытии нового знания, а в демонстрации старого, но
в максимально понятной и готовой к усвоению форме. Именно эти черты заставляли ученых,
работающих в области истории идей, исключать учебники из списка источников,
могущих помочь в реконструкции мировоззренческих структур прошлого, полагая,
что они неоригинальны и не носят следов творческого своеобразия автора и эпохи.
Такое суждение отодвигает учебники в разряд текстов, интересующих исследователя
лишь с точки зрения истории педагогической мысли, исторических типов методик и
методологий изложения материала, дидактических возможностей и т. п.
Вместе
с тем учебник является особым феноменом, обладающий специфическими функциями по
поддержанию, воспроизводству и усвоению интеллектуальной культуры. Содержательная
сторона учебника, поле информационно-дидактической рефлексии, иначе говоря, «текст
учебника» является наиболее хорошо если не усвоенной, то заученной частью
духовно-информационного поля. Более того, в силу статуса бесспорности,
традиционно связанного со знаниями, содержащимися в учебной литературе, именно
учебник часто создает те аксиоматические основания, на базе которых происходит дальнейшая
интеллектуально-творческая работа личности. Очень часто именно учебник становится
одним из первых явлений письменной культуры, с которым приходится сталкиваться ребенку,
поэтому он определяет и направляет отношение к печатному слову и устному поучению.
Влияние учебника приходятся на тот этап жизни, который связан с осознанными
установками на обучение и получение новой информации, поэтому он обладает
огромными интегративными потенциями и во многом предопределяет духовную однородность
социума. Все это предполагает, что обращение к текстам учебников даст
возможность лучше понять процесс формирования личности, мировоззренческих
установок эпохи, системы духовных ценностей. Кажется очевидным, что поставленные
задачи изучения мировоззренческих структур сознания эпохи через материал
учебников в наилучшей степени реализуются через учебники по гуманитарным дисциплинам
– литературы, философии, истории и т. д. Однако учебник по гуманитарным
дисциплинам является слишком явным средством идеологического воздействия и часто
конструируется согласно законам такого воздействия, хотя и на, казалось бы,
нейтральном литературно-художественном материале. Он может служить в большей
степени материалом для оценки официальных точек зрения, нежели отражением
культурного многообразия эпохи. В этом смысле гораздо более независимым
материалом для исследования могут быть учебники по естественнонаучным
дисциплинам - математике, физике, химии, биологии, иностранным языкам и пр.,
которые дают массу конкретных примеров, «оговорок», заключений, ссылок на
авторитеты, которые позволяют безошибочно определить эпоху и узнать о ней
кое-что новое.
На
конференции планируется обсудить особенности отражения в учебной литературе культуры
различных эпох и стран. К участию приглашаются философы, историки, культурологи,
педагоги, а также ученые из других областей науки
Возможные
направления дискуссий:
Чему
учит учебник математики?
Общественные
реалии в математических задачах. Мир вещей и мир людей в учебнике. Деньги как
всеобщий эквивалент количества. Куда и зачем едет тот самый велосипедист. Бассейн
с двумя трубами. Что и почем покупала в магазине мама. Фантастические существа
из учебника математики.
Картинка
в моем букваре
Первые
фразы. Буквари мира. Визуальные образы. Природа. Взрослые и дети. Семья. Школа.
Страна.
Образы
и факты истории
Правда
и постправда истории. С чего начинается история? Учебники в эпохи перемен.
История и политика. История и культура. Учебники истории разных стран и разных
эпох. Вехи истории. Войны и революции. Победы и поражения.
Русский
язык, – великий и беспощадный.
Учебник
русского языка как способ национальной саморефлексии. Дискурсы и смыслы текстов
учебника. Учебники родного языка: метафизика живого слова. Философские и идеологические
основания грамматико-орфографической символики.
География
как стратегическая наука
Образы
мира в учебниках географии. Географическая символика в культуре. Карта и
территория. География и идеология. Сквозь волшебное стекло географической
проекции. Топонимика как история.
Литература
как школа жизни
Школьная
программа: что в нее входит (а что нет). Литературные герои как модели
личности. Герои и героини нашего времени. Добродетели и пороки через магический
кристалл литературы. Что считать классикой. Школьная программа и большая
литература.
Список
обсуждаемых тем открыт для интеллектуального сотрудничества.
Пожалуйста,
пришлите название доклада, краткую аннотацию до 200 слов, сведения об авторе до
1 декабря 2020 г.
e-mail textbook-model@mail.ru
Татьяна
Владимировна Артемьева & Михаил Игоревич Микешин
Ссылки
для входа будут отправлены вместе с пригласительным письмом. По материалам
конференции планируется электронный сборник, который будет размещен в РИНЦ
• Быстрое размещение в eLIBRARY
• Диплом, Справка, Сертификат, Благодарность
• Простые требования оформления
• Доступные условия и удобные способы оплаты
• Присвоение УДК, ББК и ISBN
• Рецензирование
• Свободный доступ к материалам
• Рассылка по библиотекам, регистрация в Российской книжной палате
• Высокое качество полиграфии
Подробнее ...