Научные конференции России

Добавить конференцию Объявления Рассылка Информер Поиск Реклама
Публикации в журналах из перечня ВАК и баз цитирования Scopus и Web of Science


Поиск

Конференции 2025

Январь   Февраль   Март
Апрель   Май   Июнь
Июль   Август   Сентябрь
Октябрь   Ноябрь   Декабрь

Конференции 2026

Январь   Февраль   Март
Апрель   Май   Июнь
Июль   Август   Сентябрь
Октябрь   Ноябрь   Декабрь


Информация
для студентов и
и преподавателей

Узнать подробнее …


Публикация статей
(ВАК, РИНЦ, DOI)

* Все выпуски постатейно индексируются в РИНЦ

* Присвоение ISBN, УДК, ББК и авторского знака

* Безопасные способы оплаты

* Регистрация всех изданий в РГБ и РКП

* При необходимости – сертификат, справка

Подробнее

Подписаться на рассылку

XII Междисциплинарная научная конференция
"Все миражи мира: иллюзия в литературе и искусстве"


eLIBRARY Публикация научных статей за 3 дня. К публикации принимаются статьи объёмом от 5 до 20 страниц. Узнать подробную информацию ...



Институт русской литературы (Пушкинский Дом)


24 - 25 апреля 2025 года
г. Санкт-Петербург


XII междисциплинарная научная конференция в рамках проекта «Неканоническая эстетика» будет посвящена проблемам обманчивого, искаженного восприятия действительности; миражам, связанным со свойственным человеку представлением о реальности; разного рода заблуждениям, на которых строится жизнь и которые во многом ее определяют. Иллюзия является важной составляющей социальной жизни человека. Создавая иллюзии, человек осмысляет действительность, ищет свое место в жизни, рефлексирует и тем самым познает реальность, а ее постижение только рациональными способами невозможно. Иллюзия дает возможность создать собственный идеальный мир, соответствующий его ценностям, желаниям, устремлениям.

 

Понятия «мираж» и «иллюзия» семантически близки. В переносном значении мираж — это обманчивый призрак чего-нибудь, иллюзия, а иллюзия — обман чувств, нечто кажущееся, не соответствующее действительности. Ж. Бодрийяр считает, что иллюзия проистекает «из способности через изобретение различных форм вырывать что-то у реальности, противопоставлять ей нечто иное, переходить на обратную сторону зеркала, где изобретаются иные игры и иные правила игры». В обыденном плане понятие «иллюзия» употребляется как синоним надежд и мечтаний (как правило, нереальных), утешающего и облегчающего жизнь самообмана. Стремление к иллюзорному восприятию действительности является неотъемлемой чертой человеческого сознания, ищущего в нем отдохновения от реальности, жаждущего надежды или удовольствия. И даже происхождение искусства можно объяснить потребностью в иллюзиях (К. Ланге), а Ж. Бодрийяр называет искусство отточенной иллюзией («Эстетика иллюзий и эстетика утраты иллюзий»). С этой точки зрения интерес представляет соотношение в литературе и культуре иллюзии и различных видов реальности (субъективной, повседневной, виртуальной и пр.), которые находят отражение в искусстве, соединение реального и иллюзорного (например, оп-арт и имп-арт в живописи). Иллюзия искажает восприятие действительности, противоречит осознанным ее закономерностям и тем самым требует их нового, углубленного рассмотрения, а также исследования механизмов восприятия. Наиболее ярко это отражено в живописи и графике («Сорока на виселице» П. Брейгеля Старшего, «Ваза» Э. Рубина, «невозможные объекты» М. К. Эшера, «Лестница» Рёйтерсверда-Пенроуза и т. п.).

 

Источником иллюзий часто становятся потаенные желания или нереализованные мечты, поэтому анализ иллюзий приближает к пониманию бессознательного. Наши представления о мире основаны на том, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем. Но еще древнегреческий скептик Секст Эмпирик писал о том, что органы чувств у людей устроены по-разному, поэтому и картина мира у каждого своя, а Д. Юм считал: единственно возможная для нас действительность – мир собственных чувств и ощущений, то есть мир иллюзий и миражей. Литература предлагает множество произведений, в которых герои-мечтатели живут иллюзиями («Утраченные иллюзии» О. де Бальзака, «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, «Обломов» И. А. Гончарова поздние повести И. С. Тургенева, «Мираж» А. Н. Толстого, «Иллюзии» Р. Баха и др.). Феномен иллюзиисамообмана всесторонне исследовали философы-экзистенциалисты (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). Наконец, искаженное восприятие действительности может быть связано с необычными физиологическими состояниями субъекта, под воздействием опьяняющих веществ или различных эмоций и аффектов, вызывающих галлюцинации.

 

Кроме зрительных, слуховых и тактильных, литература и культура часто обращаются к временны́ м иллюзиям, когда время воспринимается как замедляющееся, останавливающееся, ускоряющееся или идущее вспять. Само будущее — это тоже иллюзия. При восприятии художественного произведения может возникать эстетическая иллюзия (понятие разработано еще Э. Гомбрихом и развернуто в работах В. Нелла, В. Вольфа и др.). Сходное явление в киноведении или изучении видеоигр исследователи называют погружением (Л. Эрми и Ф. Марья, Я.-Н. Тон). Создание иллюзий реальности стало двигателем развития кинематографа, классическим размышлением на тему иллюзорности казалось бы документального способа отражения действительности средствами фотографии и кино стал фильм М. Антониони «Фотоувеличение» (Blow up, 1966); фильм «Кинг-Конг» в 2006 г. получил премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, которые включают компьютерную графику и всевозможные оптические иллюзии, но были и «Звездные войны», «Парк юрского периода», «Властелин колец» и многие другие.

 

Организаторы конференции предлагают обсудить круг проблем, связанных с репрезентацией литературой и искусством различных видов иллюзий:

·         эстетическая иллюзия в литературе и искусстве;

·        иллюзия как мечта / самообман в художественном произведении;

·         социальные иллюзии в литературе и искусстве, утопия и антиутопия как варианты возможного будущего;

·         причины возникновения иллюзий в произведениях искусства и механизмы их создания;

·         симулякр и дип-фейк и их роль в эстетике искусства и массмедиа;

·         имитация как прием в искусстве;

·         искусство и оккультизм, искусство и магия как способы познания мира через иллюзию; герои-мастера магических практик; ясновидение как иллюзия будущего;

·         функции аффективных иллюзий в искусстве;

·        соотношение иллюзорного, лживого и ложного в произведениях искусства;

·         соотношение иллюзии и науки в фантастике.

 

Мы будем рады участию представителей различных гуманитарных наук: историков и теоретиков литературы, лингвистов, искусствоведов, музыковедов, психологов, философов, социологов, политологов.

 

Темы докладов могут апеллировать к самым разным методологиям интерпретации для эстетического освоения феноменов иллюзии в произведениях литературы и искусства, однако аргументация исследователей должна выстраиваться на анализе конкретных произведений.

 

Отбор заявок на участие в конференции будет производиться на конкурсной основе; Оргкомитет оставляет за собой право отказать заявителю во включении доклада в программу без объяснения причин. Потенциальным участникам предлагается представить тезисы доклада (2 страницы) на электронную почту Оргкомитета: dialog.conf2024@mail.ru и сообщить о себе краткие биографические данные (Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание, представляемую организацию) в прилагаемой заявке. Заявки принимаются до 23:59 по московскому времени 1 марта 2025 г. Результаты рассмотрения будут сообщены заявителям не позднее 23:59 по московскому времени 25 марта 2025 г.

 

По материалам конференции планируется издание сборника статей (с присвоением ISBN, DOI и индексацией в РИНЦ). Сборники по материалам предыдущих конференций см.:

http://lib2.pushkinskijdom.ru/неканоническая-эстетика

Условия публикации в сборнике будут оговорены позднее.

 

ОРГКОМИТЕТ:

Сергей Викторович Денисенко, д. ф. н., ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (председатель);

Антон Олегович Дёмин, к. ф. н., старший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (секретарь);

Светлана Анатольевна Васильева, д. ф. н., профессор кафедры истории и теории литературы Тверского государственного

университета;

Денис Львович Карпов, к. ф. н., доцент кафедры общей и прикладной филологии Ярославского государственного университета.

 

Заявка на участие

Фамилия, имя отчество

Ученая степень, звание (если имеется)

Страна, город

Представляемое учреждение / независимый исследователь

Действующий e-mail для связи

Участие очное / заочное

Тема доклада

Тезисы доклада

 


Дата публикации: 18.12.2024

Сообщите организатору мероприятия, что информация взята с портала www.kon-ferenc.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематика мероприятий

Археология
Архитектура
Астрономия
Библиотековедение
Биология
Биотехнологии
Ветеринария
География
Геология
Журналистика
Зоология
Информационные технологии
Иностранные языки
Искусствоведение
История
Культурология
Литература
Маркетинг
Математика
Машиностроение
Медицина
Менеджмент
Методика преподавания
Музыковедение
Нанотехнологии
Науковедение
Образование
Оптика
Педагогика
Политология
Правоведение
Психология
Регионоведение
Религиоведение
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Строительство
Телекоммуникации
Техника
Туризм
Управление
Фармацевтика
Физика
Физическая культура
Филология
Философия
Химия
Экология
Экономика
Электроника
Электротехника
Юриcпруденция

Международные
Всероссийские
Студенческие


Публикация статей
за 3 дня
(eLIBRARY)

• Быстрое размещение в eLIBRARY
• Диплом, Справка, Сертификат, Благодарность
• Простые требования оформления
• Доступные условия и удобные способы оплаты
• Присвоение УДК, ББК и ISBN
• Рецензирование
• Свободный доступ к материалам
• Рассылка по библиотекам, регистрация в Российской книжной палате
• Высокое качество полиграфии
Подробнее ...

Завершается прием материалов

eLIBRARY, DOI, Crossref
Всероссийская научно-практическая конференция "Всероссийский научный форум студентов и учащихся - 2025". Документы для участия в конференции принимаются по 23 января 2025 г.

eLIBRARY, DOI, Crossref
X Международная научно-практическая конференция "Инновационный дискурс развития современной науки и технологий". Подать заявку на участие и статью необходимо до 23 января 2025 г. включительно.

eLIBRARY, DOI, Crossref
VI Международная научно-практическая конференция "Человек, общество, технологии: актуальные вопросы взаимодействия". Для участия необходимо подать заявку и статью до 26 января 2025 г. включительно.

eLIBRARY, DOI, Crossref
Всероссийская научно-практическая конференция "Всероссийские педагогические чтения 2025". Окончание срока приема материалов конференции - 27 января 2025 г.


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Одноклассники, ВКонтакте, LinkedIn, Twitter


Ссылки:
Статистика:

Присылайте объявления о конференциях
E-mail: konf@kon-ferenc.ru

Вверх