- Лиманская Людмила Юрьевна, д.искусств., проф., зав. каф. теории и истории
искусства (РГГУ, Москва, Россия)
- КолотаевВладимир Алексеевич, д.филол.н., проф.,
декан факультета истории искусства, зав. каф. кино и современного искусства
(РГГУ, Москва, Россия)
- МарковАлександр Викторович, д.филол.н.,
проф. каф. кино и современного искусства, зам. декана по науч. работе (РГГУ,
Москва, Россия)
-
Автономова Наталия Борисовна, заслуженный
деятель искусств РФ, зав. отделом личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва,
Россия)
-
Чудецкая Анна Юрьевна, к.искусств.,
в.н.с. отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина; ст. преп. каф. теории и
истории искусства РГГУ (Москва, Россия)
- Хрипкова Елена Авенировна, к.искусств., доц. каф. теории и истории искусства
(РГГУ, Москва, Россия)
-
Загидуллина Марина Викторовна,
д.филол.н., проф. каф. журналистики и массовых коммуникаций (Челябинский
государственный университет, Челябинск, Россия)
- Дейнека Эвелина Александровна, к.мед.н., докторант, сотрудник лаборатории «Литература,
Истории, Эстетика» (Университет Париж 8 Винсенн – Сен-Дени, Париж, Франция)
-
де Монлор Жорж, владелец личной
коллекции произведений Ги де Монлора, представитель семьи художника (Монпелье,
Франция)
-
Хе Юонг, президент Союза
художников Азии во Франции (UAAF, Париж, Франция)
-
Блёсс Жорж, доктор эстетики и
искусствоведения, заслуженный проф. Университета Париж 8 Винсенн – Сен-Дени,
независимый исследователь (Париж, Франция)
-
Гребий Борис, директор Высшего
института искусствоведения (IESAarts & culture, Париж, Франция)
Абстракция и экспрессия
– казалось бы, столь же диаметральные понятия, как логическое и образное
мышление. Неслучайно такая внутренне противоречивая, диссонантно-гармоничная
художественная форма, как «абстрактный экспрессионизм», зародившаяся на закате
немецкого экспрессионизма 1920-х годов, находит продолжение в творчестве
мастера живописного контрапункта, Василия Кандинского. Дальнейшие судьбы этого
направления в Европе в 1940-х годах тесно связаны с психоаналитической
концепцией «автоматического письма» теоретика французского сюрреализма Андре
Бретона. В послевоенные годы в США абстрактный экспрессионизм становится
орудием «холодной войны» в борьбе с советским соцреализмом, символом творческих
проявлений «свободы личности». В 1950-1980-х годах в СССР он закономерно
воспринимается как протестное, «неофициальное» искусство. Начиная с 1970-х
годов, после окончания войн в Корее и во Вьетнаме, абстрактный экспрессионизм
продолжает свое триумфальное шествие на Восток, вплоть до современных – уже
канонизированных – направлений абстракционизма Шанхайской и Пекинской школ
китайской живописи. С момента своего возникновения абстрактный экспрессионизм
неустанно балансирует на грани между чистой абстракцией и элементами
фигуративности, между полной беспредметностью и смутными очертаниями образов
реальности. Главный принцип экспрессионизма и центральный момент учения Василия
Кандинского – изображение «внутренней необходимости», а не объектов окружающего
мира, – здесь, в конечном счете, оказывается возведенным в абсолют.
Ги
де Монлор (1918–1977) – французский художник-экспрессионист и легендарный
участник движения французского Сопротивления (см. биографию и картины художника
на сайте,
в Википедии, в виртуальном музее). Его
живопись, подобно призме, преломляет экспериментальные искания европейских
художников первой трети XX века, атмосферу Второй мировой войны во Франции, дух
американских послевоенных художественных школ. В зеркале его работ мы предлагаем
рассмотреть следующие темы:
*пути
развития экспрессионизма в странах Запада и Востока, на американском
континенте, в Европе, в Азии, в республиках СССР и в современной России;
*связи
и взаимовлияния направлений экспрессионизма и абстракционизма;
*экспрессионизм
и абстракционизм в поисках духовного откровения: символическое, мистическое,
апокалиптическое, профетическое в абстракционизме, экспрессионизме и их
отдельных формах;
*экспрессионизм
и сюрреализм как два способа работы с подсознательным;
*теоретические
дискуссии о месте и назначении абстрактного искусства;
*роль
учения В.В. Кандинского “О духовном в искусстве” в развитии мирового
абстракционизма;
*творческие
искания художников-абстракционистов поколения Ги де Монлора;
*экзистенциальные
измерения экспрессионизма и абстрактного искусства;
*“психосоматика”
живописи – и шире – творческого опыта;
*война
в творческой биографии Ги де Монлора и других художников: философия травмы и
самопреодоления, живопись как воплощение темы войны, место памяти и способ
забвения;
*специфика
восприятия произведений абстрактного экспрессионизма, рецепция в художественной
критике и место в истории искусств;
*прошлое
обогащает современность: медиаэстетика в контексте абстрактного искусства и
прикладных разработок в области дизайна, рекламы, в свете экспериментов с
цветом, формами и фактурой;
*взаимовлияние
рыночной конъюнктуры и психологии творчества в искусстве: самоизоляция, уход из
публичного пространства, особенности “искусства ради искусства”;
*индивидуальный
опыт Ги де Монлора и параллели с судьбами других художников: прагматика рынка и
поэтика вдохновения, этика самовыражения.
Круг
рассматриваемых тем и вопросов может быть расширен. Рабочие языки
конференции: английский, русский, французский. Презентация Power Point: на англ.яз.
В
ходе конференции пройдет выставка работ художника и круглый стол, посвященный
картинам, представленным на этой выставке.
По
итогам конференции планируется выпуск коллективной монографии, посвященной
столетию художника. Текст монографии будет размещен в РИНЦ, обсуждается вопрос
о возможном переводе книги на английский и французский языки.
3-5
апреля 2019 года во Франции (в Высшем институте искусствоведения в
Париже и в бывшей мастерской художника близ Лизьё, Нормандия) пройдет
вторая часть конференции, приуроченная к празднованиям 75-летия высадки
союзнических войск в Нормандии. Информационное письмо о второй части
конференции будет разослано в октябре 2018 года.
Заявки
с указанием ФИО, должности, ученой степени и звания (при
их наличии), темы доклада, краткой аннотации на англ., рус. или фр.
(до 1000 символов с пробелами) и электронного адреса просьба
присылать по адресу оргкомитета конференции: guydemontlaur@yandex.ruв срок до 31 мая 2018.
Оргвзнос не предусмотрен.
Форма заявки
для участия в конференции
Фамилия,
имя (отчество – при наличии):
Город
и страна (места работы или проживания заявителя):
Место
работы или учебы заявителя (без сокращений):
Ученая
степень, звание, должность (при их наличии) или род деятельности:
Тема
доклада:
Краткая
аннотация к докладу (до 1000 печатных знаков с пробелами):
Адрес
электронной почты заявителя:
Потребность
в специальном оборудовании для презентации доклада (да/нет; если Ваш доклад
предусматривает демонстрацию аудио-, видео- или графического материала в
электронном виде – просьба указать форматы соответствующих файлов):
Потребность
в дополнительной информации (приглашения для виз, варианты расселения в Москве
для иностранных участников; другое – уточнить):
Сообщите организатору мероприятия, что информация взята с портала www.kon-ferenc.ru
• Быстрое размещение в eLIBRARY
• Диплом, Справка, Сертификат, Благодарность
• Простые требования оформления
• Доступные условия и удобные способы оплаты
• Присвоение УДК, ББК и ISBN
• Рецензирование
• Свободный доступ к материалам
• Рассылка по библиотекам, регистрация в Российской книжной палате
• Высокое качество полиграфии
Подробнее ...