Конструирование социальных проблем: социальная история, визуальный анализ, этнография


Научные конференции России

Проект   Каталог конференций   Добавить конференцию   Карта   


Конференции 2009

Январь   Февраль   Март
Апрель   Май   Июнь
Июль   Август   Сентябрь
Октябрь   Ноябрь   Декабрь


Конференции по тематикам

Археология
Архитектура
Астрономия
Библиотековедение
Биология
Биотехнологии
География
Геология
Журналистика
Информационные технологии
Иностранные языки
Искусствоведение
История
Культурология
Литература
Маркетинг
Математика
Машиностроение
Медицина
Менеджмент
Музыковедение
Образование
Оптика
Педагогика
Политология
Психология
Религиоведение
Сельское хозяйство
Социология
Строительство
Телекоммуникации
Техника
Управление
Физика
Физическая культура
Филология
Философия
Химия
Экономика
Электроника
Электротехника
Юриcпруденция

Научный проект "Конструирование социальных проблем: социальная история, визуальный анализ, этнография"

Центр социальной политики и гендерных исследований
Центр социологического и политологического образования

приглашают принять участие в проекте КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ: социальная история, визуальный анализ, этнография

Любые аспекты социальной жизни в контексте той или иной культуры, анализируемые при помощи визуальных методов, становятся более понятными на пересечении макро- и микро-перспектив, индивидуального жизненного опыта и более широких социальных процессов, глобального и локального в культуре, общего и частного, теоретического и эмпирического. Такие исследования должны быть мультидисциплинарными, здесь развиваются плодотворные связи между социологией и историей, культурологией и социальной политикой, географией и литературой, архитектурой и психологией, педагогикой и дизайном, технологией и политикой, здравоохранением и социальной работой – поскольку многогранна сама социальная жизнь.

Проект «Конструирование социальных проблем» включает два базовых направления: «Нужда и порядок: эволюция социальной политики» и «Забота и контроль: исследования современной социальной политики». Первое – социально-историческое направление руководствуется микро-подходом, позволяющим открыть новые страницы прошлого и его влияние на текущие социальные процессы. Изучение контекстов модернизации российского общества в ХХ в. дает возможность открыть новые страницы отечественной истории, провести анализ определений социальных проблем и способов их решения в советском прошлом. Приоритет будет отдаваться заявкам, подготовленным в перспективе социальной истории, на разнообразных эмпирических материалах, с применением современных методов и концепций истории культуры, повседневности, визуальных исследований, а также исследования, авторы которых пытаются шагнуть дальше от описания проблем к их социальному анализу. Особый интерес для нас представляют работы, в которых освещаются особенности социальной политики в условиях национальных республик, кейс стади, позволяющие на конкретных примерах раскрыть особенности советской идеологии всеобщего благосостояния.

Второе направление задано рамками социальной критики и феноменологии. Особое внимание будет уделяться микроконтекстам недавних проектов социального реформирования, тому, как проявляют себя эффекты модернизации в повседневной жизни россиян – как специалистов и чиновников, ответственных за воплощение государственной, региональной и муниципальной политики, так и рядовых граждан. Анализ современных социальных реформ социальной политики на региональном уровне и на микроуровне отдельных учреждений позволит выявить и отрефлексировать контексты реформирования социальной политики, трансформации социальных услуг, практик их предоставления и оценки. Репрезентации в визуальной культуре (кинематограф, фотография, живопись, реклама, медиа) влияют на социальные представления и повседневные практики людей, транслируют и формируют знание о «социальных проблемах». Фото, видео, кино, электронные СМИ, другие разнообразные визуальные материалы представляют интерес для исследователя в качестве культурных текстов по поводу социальной политки, как репрезентации социального знания, контексты культурного производства, социального взаимодействия и индивидуального опыта.

Результатом обсуждений представленных исследовательских проектов станет понимание проблематики социальной политики, как комплексного, многомерного и многогранного явления, изучение которого требует привлечения различных исследовательских перспектив, представителей различных отраслей и не может обойтись без обращения к истории вопроса, а также к сравнительной перспективе. Методы визуальных исследований становятся сегодня все более востребованными и в анализе социальных проблем и социальной политики, так как позволяют не только запечатлеть современное состояние реальности с последующим его осмыслением, но и окунуться в мир интерпретаций и разгадок того, что безвозвратно ушло в прошлое.

Задачи проекта – обсудить и развить способы интерпретации микро-контекстов социальной политики, способов и идеологий производства образов социального неравенства и контроля, реконструировать способы определения социальных проблем и подходов к их решению в разные периоды недавней отечественной истории и современности, проанализировать идеологическую основу тех понятий, которые нередко воспринимаются естественными и само собой разумеющимися, научиться рассматривать изображения как способ осмысления людьми мира, как важную форму социального знания.

План работы в проекте

до 7 МАРТА 2009 – срок подачи заявок на участие в конкурсе. В комплект заявки входит анкета и эссе с ответами на указанные ниже вопросы. Заявку направляйте Ольге Бендиной по адресам olga.bendina@socpolicy.ru, admin@socpolicy.ru
21-22 мая 2009 – конференция и семинар в Саратове
15 июня 2009 – окончание работы дистантного курса: предоставление выпускных эссе
30 июня 2009 – отбор участников летней школы
26 июля – 5 августа 2009 – летняя школа, выступление участников с презентациями своих работ, мастер-классы и лекции преподавателей, обсуждение издательских планов
Сентябрь-декабрь 2009 – доработка творческих продуктов
2010 год – публикация

Обучение на курсе проходит в форме заочного обсуждения теоретических материалов курса, направленной работы по индивидуальным и коллективным проектам в группах и завершается защитой итоговых работ слушателей, подготовленных во время пребывания на курсе. В течение трех месяцев работы на курсе участники ознакомятся с материалами, подготовленными преподавателями, выполнят задания, получат ответы на вопросы и консультации по своим темам. Результатом работы на курсе будет творческий продукт - статья, сценарий фильма, комментарий к фотоброшюре или альбому, презентация с анализом визуальных образов, обоснование экспозиции музея или другие варианты, предложенные участниками и преподавателями. Участникам курсов предоставляется компенсация доступа в Интернет, учебные материалы, тьюторство, возможность участвовать в заочных дебатах и обсуждениях с заинтересованными коллегами по курсу, под руководством кураторов разработать учебную программу, сценарий, создать проект или подготовить аналитическую статью. Заочная работа на курсе дополняется летней школой-практикумом в Саратове на базе Центра социальной политики и гендерных исследований в одном из санаториев, расположенных в живописном уголке на берегу реки Волга (вариант – в Москве или Подмосковье). Успешно завершившим работу над проектами предоставляется возможность принять участие в летней школе по визуальным методам на Волге и получить сертификат ЦСПГИ и ЦСПО ИС РАН.

При проведении конкурса преимущество отдается аппликантам до 40 лет, преподающим соответствующие социологические или культурологические, антропологические дисциплины или работающим в научно-исследовательских подразделениях и центрах по направлениям, соотносящимся с темами курса.

В минимальный комплект заявки входит заполненная аппликационная форма и конкурсная работа – авторское эссе, соотносящееся с темой курса. К ним желательно (но не обязательно) приобщить рекомендацию от профессионального социолога (культуролога, антрополога, историка). Перечисленные документы предпочтительней присылать по электронной почте на адрес координатора курса Ольги Бендиной olga.bendina@socpolicy.ru и на общий адрес ЦСПГИ admin@socpolicy.ru. Подробнее о деятельности ЦСПГИ см.: www.socpolicy.ru

Аппликанты могут обращаться в администрацию Центра социальной политики и гендерных исследований по телефонам: (8452) 526638, 566818, факсу (8452) 566818 или по электронной почте: olga.bendina@socpolicy.ru

Тематические приоритеты проекта
Идеологии заботы и контроля в контексте модернизации социальной жизни Анализ репрезентаций социального неравенства, исключения, отклонения Визуальные средства конструирования социальных проблем. Советская визуальная политика Социальная история общественных движений Политика инвалидности: вчера, сегодня, завтра. Взгляды снаружи, взгляды изнутри Повседневность депривируемых социальных групп. Микро-истории социального исключения Социальная история медицины, символические смыслы здоровья и болезни, политика здравоохранения на микроуровне Гендерные и этнические измерения социальных проблем и социального контроля: конструкты различий

Анкета
Фамилия, имя, отчество
Дата рождения
Место работы, должность
Научная степень, ученое звание
Адрес места жительства
Телефон, факс
Электронная почта
Опыт участия в специализированных курсах повышения квалификации и в программах дистанционного образования
Опыт работы по тематике курса
Публикации (укажите несколько наиболее значимых и имеющих отношение к тематике курса)
Приоритетные для Вас темы дистантного курса, по которым Вы хотели бы специализироваться (укажите 2-3 темы из предложенных выше в информационном письме)

Вопросы для эссе (объем эссе 1000 слов)

Обозначьте, пожалуйста, фокус Вашего исследования, Вашу исследовательскую позицию и возможную теоретическую рамку. Пожалуйста, поразмышляйте над одним или двумя из следующих вопросов:
Как изменялись идеологии заботы и контроля в ходе модернизации общества в советский период?
Какие источники данных и методы анализа можно применять для анализа опыта социального исключения, сопротивления или непротивления в жизни представителей конкретных социальных групп в конкретный период истории? Каковы гендерные особенности этих испытаний?
Какую роль играют и как согласуются с более широким контекстом социальной политики многообразные образы «детства», «инвалидности», «старости», «миграции», «болезни», которые генерируются и используются семьей, школой, искусством, СМИ, наукой, самими детьми, людьми с инвалидностью, пожилыми, другими повседневными акторами? Каковы особые характеристики этих репрезентаций в измерениях гендера, расы/этничности, возраста и других аспектов гражданства?
Какую роль визуальные медиа играли в порождении и оформлении советской реальности в аспектах «нужды и порядка»? Каково дискурсивное устройство советского и постсоветского взгляда на социальный порядок и беспорядок, равенство и исключение, норму и отклонение, как устроен визуальный опыт, связанный с социальной политикой? Какие медиа участвуют в производстве знания о «заботе и контроле» в современной России, и в каких дискурсивных формациях или практиках существует сегодня знания о социальных проблемах и социальной политике.
Какие из известных Вам методов работы с кино- или фотоматериалом можно применить к анализу репрезентаций инвалидности, бедности, болезни, гендера, различных конструктов «социальных проблем» в кино (фотографии)?
Почему и каким образом менялись (и продолжают меняться) способы конструирования социальных проблем и подходы к их решению в различные периоды и как эти трансформации связаны с микро-контекстами повседневности различных «объектов» социальной политики или пользователей социальных услуг (в сфере социального обеспечения, культуры, образования, здравоохранения), в том числе, в аспектах гендера, этничности, инвалидности и других измерений гражданства?

Контактная информация
Координатор: Ольга Бендина
olga.bendina@socpolicy.ru
Телефонs: (8452) 526638, 566818
Факс: (8452) 566818


Ссылки:
Библиотека диссертаций | прибор контроля изоляции | устройства плавного пуска
Статистика:

КСМ: разработка, поддержка и продвижение сайта

Присылайте объявления о конференциях
E-mail: konf@kon-ferenc.ru